Администрация Железнодорожного района 
Муниципальное образование "город Ульяновск"

Прокуратура Железнодорожного района города Ульяновска разъясняет

Ответственность за незаконный отказ в заключении трудового договора; Об организации и о проведении внеплановых контрольных мероприятий в отношении предпринимателей в 2024 году; Обязанность работодателя сообщать о заключении с гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора
Прокуратура Железнодорожного района города Ульяновска разъясняет.

Ответственность за незаконный отказ в заключении трудового договора

Соблюдение трудовых прав граждан является приоритетным направлением работы прокуратуры.

Согласно статьи 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется трудовым договором.

В соответствии со статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.

Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Исключения составляют случаи, когда право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

За необоснованный отказ в заключении трудового договора работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей, для организации он может составлять от 30 до 50 тысяч рублей.

Специальная норма применяется в связи с нарушением прав инвалидов.

Если при наличии в организации вакантных мест по квоте инвалиду будет отказано в приеме на работу, работодатель привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ (неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалида в пределах установленной квоты).

Штраф для виновного должностного лица составит от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 144.1 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в приеме на работу лица предпенсионного возраста по мотиву достижения им такого возраста либо необоснованное увольнение такого лица.

Уголовная ответственность может наступить за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК РФ).

Санкциями статьями 144.1, 145 УК РФ предусмотрены наказания в виде: штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев; обязательных работ на срок до 360 часов.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и Государственная инспекция труда.

Об организации и о проведении внеплановых контрольных мероприятий
в отношении предпринимателей в 2024 году

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022
№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2024 году внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям.

ПРИ УСЛОВИИ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 года, о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, когда проводится контрольная закупка);

по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в рамках осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023

ВНЕПЛАНОВАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА И ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСПЕКЦИОННЫЙ ВИЗИТ ПРОВОДЯТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В СЛУЧАЯХ НЕВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ НА ОСНОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ, ИНОЙ ИМЕЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) ОРГАНА ИНФОРМАЦИИ.

БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ:

по поручению Президента РФ;

по поручению Председателя и Заместителя Председателя Правительства РФ;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

при представлении контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

внеплановые проверки, основания для проведения которых послужило поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу.

Допускается проведение:

профилактических мероприятий;

мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия;

мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.

Обязанность работодателя сообщать о заключении с гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), а также статьей 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – бывший служащий), в течение двух лет после его увольнения с такой службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении договора работодателю бывшего служащего по последнему месту его службы.

Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные обязанности бывшего служащего функции управления организацией, заключившей с ним договор.

Указанную обязанность несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

В случае, если на работу устраивается гражданин - бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1) Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая ранее им должность на дату заключения трудового (гражданско-правового) договора в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) сведения о дате увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим договор со стороны работодателя.

В сообщении должны содержаться следующие сведения (пункт 5 Правил):

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

в) должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).

В случае, если с гражданином заключен трудовой договор также указываются следующие данные:

а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);

в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

В случае, если с гражданином заключен гражданско-правовой договор также указываются следующие данные:

а) дата и номер гражданско-правового договора;

б) срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

в) предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

Необходимо учитывать, что анализируемая обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы

При заключении гражданско-правового договора - если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей.

Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения.

Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем обязанности в установленный срок направить такое сообщение, работодателю необходимо иметь подтверждение о направлении указанного сообщения по почте заказным письмом с уведомлением либо о доставке его непосредственно в государственный (муниципальный) орган с распиской о получении.

В случае направления сообщения в ненадлежащий государственный орган, нарушения десятидневного срока, а равно несоблюдения установленной формы сообщения работодатель может быть привлечен к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie